В сквере имени М.В. Фрунзе, вблизи площади К. Маркса, на братских могилах трехсот советских воинов, павших в боях за освобождение Ростова от гитлеровских оккупантов в 1941 и 1943 годах, в апреле 1957 года был открыт традиционный по своему художественному решению тиражированный памятник, изображающий красноармейца с обнаженной головой, который, сжимая древко боевого знамени, скорбно склонился над прахом товарищей по оружию. Спустя два года, 9 мая 1959 года, у памятника был зажжен первый в Ростове Вечный огонь (в высокой чаше). Почетное право зажечь его было предоставлено Героям Советского Союза П.А. Самохину и Н.Н. Павленко. Спустя десять лет, в 1969 году, была произведена коренная реконструкция мемориала, получившего теперь название «Памяти павших». Установлен новый памятник в виде горизонтально расположенного бетонного полукольца на двух опорах. На внутренней стороне полукольца — барельефное изображение скорбного лица женщины-матери, держащей в правой руке лавровую ветвь (авторы монумента – скульпторы Э.Г. Мирзоев и С.П. Васильев, архитектор А.В. Симоненко). По замыслу авторов мемориала, полукольцо символизирует насильственно прерванную жизнь. По-другому решена теперь и конструкция Вечного огня. Он находится внутри полукольца, чаша его вписана в пятиконечную звезду, в свою очередь покоящуюся на 45 сомкнутых штыках.
В 1975 году у этого мемориала установлен пионерский «Пост № 1», где и поныне стоят в почетном карауле ростовские школьники. Ростовский Вечный огонь – единственный в России, где в трудные 1990-е годы не прекращал действовать этот пионерский пост, а за право стоять там в почетном карауле продолжалось соревнование старшеклассников городских школ. Отметим, что в одной из братских могил мемориала «Памяти павших» похоронен убитый оккупантами ростовский пионер Витя Черевичкин, которому в другом месте установлен отдельный памятник.
Сам Вечный огонь в сквере имени М.В. Фрунзе — один из пяти имеющихся в Ростове, но единственный постоянный (на четырех других огонь включают только по праздникам и во время торжественных церемоний).
В 1995 году по инициативе Пролетарского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры мемориал дополнен плитами с почти семью тысячами фамилий павших воинов – жителей этого района. Ни в одном другом районе Ростова память ВСЕХ не вернувшихся с той войны пока не увековечена.
В паре десятков метров от мемориала «Памяти павших» находится одиночная могила с небольшим обелиском из розового гранита. Здесь в феврале 1943 года, когда проводилось захоронение погибших в боях за освобождение Ростова воинов, предали земле тело Валерика Нижегородцева – юного разведчика, ростовчанина, оказавшего добытыми им сведениями неоценимую помощь батальону старшего лейтенанта Гукаса Карапетовича Мадояна, захватившему плацдарм на территории железнодорожной станции Ростов-Главный за шесть дней до окончательного освобождения Ростова. Мадояновцы в труднейших условиях зимних боев продержались все эти шесть дней и не позволили гитлеровцам использовать станцию Ростов-Главный для отвода личного состава и техники в западном направлении. Гукас Мадоян стал Героем Советского Союза, а в дальнейшем и почетным гражданином Ростова-на-Дону. А вот юный разведчик Валерик Нижегородцев погиб в этом сражении. По просьбе оставшихся в живых бойцов батальона 18-летего юношу (еще не призванного к тому времени в армию) похоронили не в братской могиле, а в отдельной — тут же, в сквере имени Фрунзе. Все прошедшие годы – а их вот уже более 70 — могила Валерика (именно так написано его имя на обелиске) всегда выглядит ухоженной.