Карта объектов

Мемориальный комплекс «Воинам освободителям, города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков»

  • Просмотры (178)

8 мая 1983 года на Театральной площади торжественно открыт мемориал, в центре которого — 72-метровая спаренная стела из нержавеющей стали с золоченой фигуркой крылатой богини Нике (спускающейся с небес – со стороны Дона — вестницы Победы) – и с золоченым изображением ордена Отечественной войны первой степени, которым в 1982 году был награжден наш город. Основание стелы опоясывает многофигурный рельеф из армянского туфа, на котором представлены темы «Фронт», «Тыл», «Мир». Рельеф, в свою очередь, образует контур, внутри которого подвешена звонница из двенадцати колоколов разных габаритов. По обеим сторонам подходной лестницы к мемориалу – так называемые скрижали: два бетонных куба с перечисленными на них названиями воинских частей, участвовавших в освобождении Ростова от гитлеровцев 14 февраля 1943 года. В нижней части центральной стелы – текст сообщения Совинформбюро об освобождении Ростова-на-Дону и торжественно-траурные слова: «В честь воинов, освободивших наш город от фашистских захватчиков, памятник этот над Доном воздвигнут. По велению долга и сердца сражались они за Отчизну, ни крови, ни жизни своей не жалея. Мужество их осеняет своими крылами Победа. Подвиг, ими свершенный, в далеких веках не померкнет». Чаша Вечного огня вмонтирована в бассейн с как бы время от времени «закипающей», подсвечиваемой в вечернее время водой. С трех сторон к водяному партеру, находящемуся на нижнем уровне монумента, ведут широкие лестницы. Безусловной творческой удачей коллектива создателей мемориала стало то, что по своему месторасположению и габаритам он весьма тактично был включен в общий ансамбль площади, находясь строго на оси её главного здания – Драматического театра имени М. Горького, являющегося всемирно известным памятником архитектуры.
Все члены творческого коллектива разработчиков этого мемориала – из Москвы. Скульпторы — член-корреспондент (впоследствии действительный член) Академии художеств СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Иулиан (Юлиан) Митрофанович Рукавишников (в 1988 году ему было присвоено звание народного художника СССР) и заслуженный художник РСФСР Ангелина Николаевна Филиппова (супруга И.М. Рукавишникова). Архитектор — заслуженный деятель искусств РСФСР, Узбекской ССР и Якутской АССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Н.Н. Миловидов (уже знакомый ростовчанам по участию в создании памятника В.И. Ленину на одноименной площади). Следует отметить, что скульптор И.М Рукавишников известен как автор широко известного памятника А.П. Чехову на его родине – в Таганроге, памятников выдающемуся ученому-ядерщику И.В. Курчатову в Москве и Волгодонске, а также горельефа «Воскресение Христа» для фасада восстановленного храма Христа Спасителя — в столице.
Воздвигнутый мемориал освободителям города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков стал итогом многоэтапной творческой работы. Сразу после окончания войны, в октябре 1945 года, был проведен первый этап конкурса эскизных проектов памятника освободителям Ростова-на-Дону. Было отобрано для дальнейшей разработки 6 проектов из 22, первое место занял ростовский архитектор Я.А. Ребайн. Однако ни один из отобранных эскизных проектов так и не перешел в стадию технического проектирования.
В 1953 году состоялся новый творческий конкурс, в котором победил проект со стелой с красной звездой в лавровом венке наверху, и с торжественной колоннадой позади стелы (скульптор Р.Г. Шекер, архитектор Н.П. Соколов). Однако затем этот проект признали слишком упрощенным, поскольку он фактически не имел скульптурной составляющей, и решили продолжить работу по проектированию мемориала. Новый проект, по результатам последующего творческого конкурса, был принят лишь спустя шесть лет, в 1959 году, его авторами также были скульптор Р.Г. Шекер и архитектор Н.П. Соколов. Согласно их замыслу, памятник должен был представлять собой находящуюся на высоком постаменте бетонную (а в идеале – бронзовую) фигуру красноармейца, салютующего из автомата. Слева и справа от центрального монумента предполагалось установить две многофигурные скульптурные композиции, развивающие тему войны. Высота главной скульптуры памятника должна была составить 37 метров. Для сравнения: скульптура Родины-матери в волгоградском мемориале на Мамаевом кургане имеет высоту (без меча) 52 метра. Однако на сооружение столь огромного памятника у нашего города средств не нашлось. И только спустя 24 года мемориальный ансамбль на Театральной площади, сооруженный совсем по иному проекту, был, наконец, открыт.
Когда начинали строительство монумента (в конце 1970-х годов), дискутировался вопрос о том, что должно быть на вершине стелы со стороны Театральной площади. Наиболее реальным был тогда вариант с изображением звезды в лавровом венке, как и в проекте 1953 года. Вопрос был окончательно решен 25 февраля 1982 года, уже на заключительном этапе строительства мемориала, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР Ростов-на-Дону был награжден «за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве» орденом Отечественной войны первой степени. Изображение этой высокой награды, полученной городом, идеально вписалось в общую композицию мемориала.
Интересно, что в первые годы после возведения этого мемориала фигуру древнегреческой богини Победы — Нике — принято было официально называть «Родиной-матерью» — такие пожелания высказывали тогда ветераны войны. Им пошли навстречу. Постепенно ростовчане привыкли к задумке скульпторов, и имя «Нике» уже не вызывало вопросов типа «А кто это?». Более того, не только в устной речи, но и в прессе стало встречаться видоизмененное «русифицированное» имя богини — Ника.
В сооружении крупнейшего в нашем городе мемориала, которое велось методом народной стройки, принимали участие большинство крупных предприятий города. Немало проблем пришлось решить руководителям города и области и для того, чтобы получить необходимые для этого памятника дефицитные материалы, в том числе сусальное золото. Пришлось использовать, в том числе, и то, что называется «личными контактами». В итоге вопрос был решен положительно. Ростовчане сумели убедить центральные органы власти, что новый мемориал должен быть сооружен только из самых лучших материалов – дело-то, как говорится, святое.
Следует также отметить, что монтаж мемориала на Театральной площади являлся весьма сложной технической задачей. Ведь высота сооружения превышает 20-этажный дом. Подъем на такую высоту и установка золоченой фигурки богини Нике были выполнены с ювелирной точностью, с помощью установленных рядом со стелой лесов и специального подъемного крана. За этим процессом с интересом наблюдали сотни горожан, собравшихся на площади, хотя время подъема никто официально не сообщал. Но, как говорится, «слухом земля полнится»… Немногочисленные милиционеры с удивлением наблюдали за растущим числом «зрителей» и вежливо просили отойти на безопасное расстояние. Успешное завершение монтажа было встречено бурными возгласами и аплодисментами.
На вершине мемориала установлены сигнальные огни, поскольку неподалеку заходят на посадку самолеты, прибывающие в Ростовский аэропорт. Как бы парящая над Ростовом крылатая богиня Победы – а её прекрасно видно в иллюминаторы — производит на впервые прилетающих в наш город пассажиров воздушных лайнеров незабываемое впечатление. А в 2015 году стела была дополнительно оснащена динамической ночной подсветкой.

Информация об объекте

Дата открытия

09/05/1983

Населенный пункт

г. Ростов-на-Дону

Координаты

[47.226536, 39.745979]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять